Проект воспитательной работы с детьми, нуждающимися в оздоровлении, в рамках реализации проекта «От Крупы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине» оздоровительного лагеря «Дружба»

Информационная карта проекта

1.

Название смены

«От Крупы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине»

2.

Цель

привлечение учащихся к богатому культурно-историческому наследию малой родины путём изучения  истории Лидчины, Крупово.

3.

Задачи

1.Оздоровительные:

создать системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

вовлечь детей в активную спортивно—оздоровительную деятельность;

обеспечить двигательной длительное пребывание на свежем воздухе;

укрепить физическое и психическое здоровье, повысить активность;

привить навыки здорового образа жизни.

2.Развивающие:

создать возможности для реализации творческого потенциала, творческого мышления;- воображения  как основы решения творческих задач;- мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты;

учить выявлять степень достоверности и вариативности одних и тех же событий в разных исторических источниках;

развивать эстетические чувства (в процессе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Лидчины).

3.Воспитательные

формировать культуру общения и поведения в социуме;

 воспитывать положительные привычки учащихся в организации собственного досуга; творческую личность; бережное отношение к этнокультурному наследию родного края.

4.

Сроки реализации

01.06.2023- 02.06.2023, 05.06.2023- 09.06.2023, 12.06.2023 16.06.2023, 19.06.2023-23.06.2023, 26.06.2023

Продолжительность смены - 18 дней.

5.

Адресат

Учащиеся І – VIII классов ГУО «Круповская средняя школа Лидского района» в возрасте от 6 до 13 лет.

6.

Количество участников

32 воспитанникаи 8 педагогов

7.

Структура

Подготовительный этап – 01.06.2023 – 02.06.2023

Основной этап – 05.06.2023 – 22.06.2023

Заключительный этап – 23.06.2023 – 26.06.2023

8.

Уровень реализации

Личностный: индивидуальный рост ребёнка в интеллектуальном, нравственном, физическом и творческом развитии.

Отрядный: демонстрация творческих, организаторских, интеллектуальных, физических способностей, умения действовать в коллективе, расширение круга общения ребёнка, создание условий для здоровой конкуренции.

Общелагерный: организация разнообразной по содержанию и формам деятельности.

9.

Краткое описание игровой модели

Особенностью данного проекта является организация индивидуальной и коллективно - творческой деятельности воспитанников по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации. Проект призван обогатить знаниями об историческом прошлом агрогородка Крупово, Лидчины, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать учащихся на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Воспитанники совершают виртуальное путешествие в прошлое нашего края, совершают экскурсии по агрогородку Крупово, Лиде, знакомятся с историко-культурными  достопримечательностями города, посещают музеи, выставки.

Ребята приглашаются «на большую прогулку» для совершения новых открытий, которая будет длиться 18 дней. Открывать можно что угодно – друзей, неизведанные места и исторические события большой и малой родины и, конечно же, открывать можно себя. Открытие себя, познания себя – один из самых сложных и в тоже самых интересных и захватывающих процессов, в который с удовольствием включаются дети разного возраста, и интерес к которому практически никогда не исчезает. А все, что будет происходить с путешественниками во время путешествия, будет фотографироваться и размещаться на «древе жизни лагеря». Вся жизнедеятельность смены «От Крупы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине» в оздоровительном лагере  представлена тематикой путешествия. В связи с этим каждый день смены посвящён определённой теме. В рамках проекта разработана система стимулирования активности и личностного роста. В качестве рефлексии «высаживается » дерево с нераспустившейся кроной. Перед детьми ставится  задача: помочь дереву «распуститься». Самые активные участники, а также победители соревнований и конкурсов в конце каждого  дня  получают фотографию и размещают на импровизированном дереве. В конце смены при подведении итогов работы лагеря все ребята получают памятные подарки.

10.

Ожидаемый результат

Знать

Уметь

историю образования агрогородка  Крупово, города Лида

находить свой агрогородок  районный город на карте области, республики

Наиболее значимые достопримечательности города Лида, Крупово

объяснять символику города

названия рек и представителей животного и растительного мира Лидского района

рассказать в непосредственной обстановке историю возникновения Крупово, Лиды

историко-культурные достопримечательности города

описывать отдельные события из истории города Лиды

названия известных улиц и площади

объяснять название улицы, историю имени улицы, города Лиды

самые крупные предприятия города

выражать своё отношение к родному краю

профессии своих родителей, бабушек и дедушек

проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий

сведения об истории и традициях родной школы

 

соблюдать правила поведения в   музеях и на выставках

имена известных людей, которые в разное  внесли вклад в развитие Лидчины

Ориентироваться в исторических датах и событиях, связанных с жизнью города

 

11.

Партнёры

Управление образования Лидского райисполкома, родители (законные представители), Государственное учреждение образование «Лидский районный центр технического творчества», Государственное учреждение образование «Лидский районный центр творчества детей и молодёжи», ГУО «Лидский районный центр экологии туризма и краеведения».

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к  родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

                                                                                     Д.С. Лихачев

 

Сегодня говорить о воспитании гражданина и патриота Республики Беларусь, сознательного представителя нации - значит думать о будущем страны, Отечества.

Важным средством формирования самосознания является  привлечение детей и молодежи к культурно-историческому наследию своей Родины, в первую очередь того уголка, где живёшь.

Заботясь о будущем Отечества, народ оставил нам, своим потомкам, богатое духовное и материальное наследие. Знать, беречь, преумножать  его - священный долг подрастающего поколения.

 Каникулярное время составляет значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям истории и культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.

Летний лагерь с дневным пребыванием детей - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой обязательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Это дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высокому уровню самоуважения и самореализации.

Лагерь — это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, удовлетворение детских интересов и расширения кругозора.

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребывание детей «Дружба» размещается на базе Государственного учреждения образования «Круповская средняя школа Лидского района».

В основу организации работы лагеря заложены здоровьесберегающие технологии, которые реализовываются в игровой форме.

Проект летнего лагеря «Дружба» ориентирован на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Проект универсален, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере — это главная основа его существования и непременное условие развития. Данный проект включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

По своему содержанию проект охватывает  темы истории, культуры, традиций, природы Лидчины.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Одним из актуальных направлений в воспитательной работе является воспитание патриотических чувств учащихся, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего агрогородка Крупово, города Лида.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным в качестве ведущего фактора в воспитании патриотизма. Сущность краеведения в пришкольном оздоровительном летнем лагере заключается во всестороннем изучении воспитанниками под руководством воспитателей в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края.

Краеведение развивает у воспитанников наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря изучению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

Особенностью данного проекта является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности воспитанников по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации.

Проект призван обогатить знаниями об историческом прошлом города Лида, агрогородка Крупово, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать учащихся на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Одна из основных линий проекта включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.

Центром воспитательной работы лагеря «Дружба» является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка — время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Проект универсален, так как может быть использован в работе с детьми различный социальных групп 6 — 13 лет, разного уровня общего развития и состояния здоровья в количестве 32 человек и рассчитан на одну смену в 18 рабочих дней.

Основная идея проекта «От Крупы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине» предоставление возможности детям изучать историю родного края, а именно Лидчину, приобщение к историческому и культурному наследию в форме бесед, игр, экскурсий по городу, создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка, для самореализации потенциала детей в результате общественно полезной деятельности.

Сущность проекта заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством воспитателей определённой территории своего края и содействует развитию любознательности, наблюдательности, мышления, познавательных интересов, способствует увлечению наукой. Целесообразность проекта раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель - привлечение учащихся к богатому культурно-историческому наследию малой родины путём комплексного краеведческого изучения истории Лидчины.

Задачи:

создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

укрепить физическое и психическое здоровье, повысить двигательной активности;

 развивать творческие способности учащихся, создать возможности для реализации творческого потенциала, творческого мышления;

формировать культуру общения и поведения в социуме;

воспитать положительные привычки учащихся в организации собственного досуга;

Направления деятельности проекта летнего оздоровительного лагеря «Дружба»:

краеведческое направление;

художественно — эстетическое направление;

спортивно—оздоровительная деятельность;

патриотическое направление;

духовно-нравственное направление;

профориентационное направление;

воспитание информационной культуры;

воспитание быта и досуга;

экологическое воспитание.

ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

К концу смены учащиеся должны:

 

Знать

Уметь

историю образования города Лида, деревни Крупово

находить свой город, деревню на карте области

наиболее значимые достопримечательности города Лида

объяснять символику города

названия рек и представителей животного и растительного мира Лидского района

рассказать в непосредственной обстановке историю возникновения города Лида, деревни Крупово

историко-культурные достопримечательности города

описывать отдельные события из истории города

названия известных улиц и площади

объяснять название улицы, историю имени улицы, города

самые крупные предприятия города

выражать своё отношение к родному краю

профессии своих родителей, бабушек и дедушек

проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий

сведения об истории и традициях родной школы

 

соблюдать правила поведения в   музеях и на выставках

имена известных людей, которые в разное  внесли вклад

в развитие города Лида

ориентироваться

 в исторических датах и событиях, связанных с жизнью города

В ходе проводимых мероприятий учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

сочиняют стихи; рисуют рисунки на основе наблюдений, представлений, в том числе во время экскурсий;

составляют вопросы на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;

слушают и отвечают на вопросы собеседников;

находят необходимую информацию в различных источниках.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. I. Подготовительный этап (март-май)
  2. Подбор кадров для работы в оздоровительно лагере «Дружба».
  3. Проведение совещания при заместителе директора по воспитательной работе с работниками оздоровительного лагеря.
  4. Опрос детей и родителей.
  5. Тематическое оформление лагеря.
  6. Подготовка наглядного материала к мероприятиям.

7..Подготовка демонстрационного материала (презентации, видеоролики, мультфильмы, выставки).

  1. Разработка сценариев мероприятий в рамках реализации проекта.

9.Организация запланированных экскурсий и мероприятий с ресурсными участниками проекта.

  1. II. Основной этап (июнь)

 Реализация проекта «От Крупы до Лидейки или  Большая прогулка по малой родине»:

подбор материала к каждому тематическому дню;

проведение зарядки ежедневно;

проведение спортивных мероприятий;

демонстрация презентаций, мультипликационных фильмов и др. соответствующих тематике дня;

проведение культурно-массовых и других  мероприятий  в рамках реализации проекта;

 проведение запланированных экскурсий;

­проведение рефлексии в конце смены.

III. Заключительный этап (июнь)

  1. Проведение праздника, посвящённого закрытию лагерной смены «Расставаться настала пора!».
  2. Рефлексия, анализ эффективности проекта.
  3. Оформление отчёта.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ

 В проекте «От Крупы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине» реализуется идея формирования патриотического сознания учащихся через образ малой родины на основе познавательного интереса к изучению своей местности. Методологическую основу проекта составляет деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности школьников как гражданина и патриота.

Задача данного проекта на начальном этапе – создать образное представление о семейном национальном микромире как части большого целого – жизни страны; создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам, инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации ребёнка.

Важно отметить, что в процессе реализации проекта разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребёнка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы  в некоторых направлениях воспитательной работы в школе.

 Работа данного проекта по краеведению строится с учётом дидактических принципов:

доступности (содержание проекта выстроено с учётом познавательных возможностей учащихся);

учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

наглядности (обеспечивает развитие у учащихся точных представлений об отдельных предметах и явлениях  в природе и обществе на территории Лидского  района). Принцип реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов;

научности;

краеведческого принципа, который способствует развитию любознательности, познавательного интереса у учащихся к тому, что их окружает, к своей малой родине.

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ СМЕНЫ

«ОТ КРУПЫ ДО ЛИДЕЙКИ ИЛИ

БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА ПО МАЛОЙ РОДИНЕ»

Реализация краеведческого проекта «От Купы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине» подразумевает поэтапное изучение истории Лидчины: воспитанники совершают виртуальное путешествие в прошлое нашего края, совершают экскурсии по городу, знакомятся с историко-культурными  достопримечательностями Лиды, Крупово, посещают музеи, выставки.

Мальчишек и девчонок, которые решили отдохнуть в летнем оздоровительном лагере «Дружба», как только они зашли на территорию лагеря, будет ждать сюрприз - их пригласят «на большую прогулку», которая будет длиться 18 дней. Для того чтобы отправиться в столь длительное путешествие они должны:

-зарегистрироваться в пункте «Регистрация путешественников»;

-получить билет путешественника;

-познакомиться с товарищами, с которыми будут путешествовать и, конечно же, узнать маршрут своей «большой прогулки». 

Какие открытия можно совершать во время «большой прогулки»? Открывать можно что угодно – друзей, неизведанные места и исторические события большой и малой родины и, конечно же, открывать можно себя. Открытие себя, познания себя – один из самых сложных и в тоже самых интересных и захватывающих процессов, в который с удовольствием включаются дети разного возраста, и интерес к которому практически никогда не исчезает. А все, что будет происходить с путешественниками во время путешествия, будет фотографироваться и размещаться на «древе жизни лагеря».

 Открытие себя во время путешествия будет происходить через включение детей в различную по содержанию, направленности и сложности деятельность, организацию анализа (рефлексии) результатов этой деятельности.

Вся жизнедеятельность смены «От Крупы до Лидейки или Большая прогулка по малой родине» в оздоровительном лагере «Дружба» представлена тематикой путешествия. В связи с этим каждый день смены посвящён определённой теме. Соответственно, в плане работы лагеря тематические дни расположены в определённой последовательности, за теоретическими занятиями следует практическая часть. Воспитанники лагеря на протяжении лагерной смены ежедневно в отрядах оформляют альбом «Записки путешественника», внося зарисовки, пометки о проведённом дне в лагере. Защита альбомов пройдёт в конце лагерной смены. Лучший альбом будет награждён ценным подарком.

В начале смены в фойе оформляется стенд с названием, девизом, законами жизни лагеря, режимом работы.

В рамках проекта разработана система стимулирования активности и личностного роста. В качестве рефлексии  «высаживается» дерево с нераспустившейся кроной. Перед детьми ставится  задача: помочь дереву «распуститься». Для этого надо активно участвовать во всех мероприятиях, попасть в кадр фотообъектива, чтобы  потом прикрепить свою фотографию на дерево. Самые активные участники, а также победители соревнований и конкурсов в конце каждого  дня  получают фотографию и размещают на импровизированном дереве. На протяжении всей смены дети видят, как благодаря их стараниям преображается дерево. Такая мотивация даёт возможность ребятам оценить  личный вклад в жизнь лагеря, повысить свою самооценку.

Данный проект включает в себя разные формы работы: тематические праздники, игры, заочные путешествия, беседы, устные журналы, экскурсии по городу, в музеи, на предприятия и т.д. Знания, полученные на теоретических занятия, закрепляются на практике. Структура занятий строится соответственно с возрастными особенностями воспитанников.

В конце смены при подведении итогов работы лагеря все ребята получают памятные подарки.

Кадровое обеспечение

Директор лагеря: координирует и определяет содержание и основные направления работы; содействует укреплению благоприятного психологического климата; создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей; организует работу воспитателей по проведению воспитательных мероприятий; оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися, аккумулирует информацию о возможностях организации оздоровления; использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям; обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений воспитательной работы лагеря.

Заместитель директора: координирует работу воспитателей, курирует ход выполнения игрового проекта смены, организует проведение общих мероприятий, принимает непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий; организует участие в них школьников.

Воспитатели: организуют участие детей в мероприятиях; планируют и организуют работу непосредственно с отрядами; принимают участие в проводимых мероприятиях; организовывают консультации для детей, родителей (дистанционно); проводят диагностическую, профилактическую и коррекционную работу.

Все работники оздоровительного лагеря, а также педагог социальный, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания выполняют работу согласно разработанным и утверждённым должностным обязанностям.

Нормативное правовое обеспечение деятельности воспитательно­оздоровительных учреждений образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторно­курортном лечении и оздоровлении населения».
  3. Закон Республики Беларусь «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей».
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторно­курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно­оздоровительном учреждении образования».
  8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».
  9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательно­оздоровительного центра, оздоровительного лагеря».
  10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению».
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций».
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
  13. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021 № 10-о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2021 год».
  14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи».
  15. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе.
  16. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
  17. Концепция детского отдыха и оздоровления.
  18. Приказ управления образования Лидского райисполкома от 25.05.2023 № № 240.
  19. Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2023 году.

Литература

  1. Балашова, Л.И., Литературно-театрализованные занятия во внеклассной работе: для учащихся младшего и среднего школьного возраста пособие для учителей начальных классов, воспитателей, организаторов внеклассной работы/ сост. Л.И.Балашова.- Минск : Нац. ин-т образования , 2008. – 136 с.
  2. Бесова, М.А., Шестой школьный день- день игры, познания, труда, общения: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова.- Мозырь : ООО ИД « Белый ветер», 2009.- 162 , (2) с.: ил. 18.
  3. Городович, А. М., Планирование работы в летнем оздоровительном лагере: пособие для руководителей, их заместителей, педагогов учреждений общего среднего образования / [сост.: А. М. Городович, Т. В. Куратник]. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 138, [2] с. — (Серия «Управление в образовании»).
  4. Корсак, Е.Н., Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004.
  5. Мавлютова, Т.М., Современные формы воспитательной работы в начальной школе: методические разработки / Т.М. Мавлютова, Т.М. Дименкова (и др.); под. общ. ред. Е.Ф. Сивашиной.-Мозырь : Содействие , 2012. – 240 с.
  6. Нестерович, Л. В., Как не любить мне эту землю! Исторические чтения. Виртуальное путешествие к памятникам. Цикл часов искусства. Праздник белорусского стола / [ред.-сост. Л. В. Нестерович]. – Минск: Красико-Принт, 2013.
  7. Прудко, Т. М., 30+ методических разработок праздников и памятных дат. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 1: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т. М. Прудко. — Мозырь: Белый Ветер, 2013. — 119, [1] с.
  8. Прудко, Т. М., Мои первые прикосновения к Родине: разработки мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся 1—4 классов: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т. М. Прудко. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 117, [3] с
  9. Страхова, В. А., Приглашаем на дискотеку: сборник сценариев / сост. В. А. Страхова. – Киев: МузичнаУкраіна, 1988.
  10. Шереш, Г.Л. Летний детский отдых / Г.Л. Шереш. – 3-е изд.  Мозырь: Содействие, 2008.

Интернет ресурсы:

http://scenarist.boom.ru/lag/reklama.html

http://zerkalenok.ru:8101/

http://sbor.nm.ru/