В основу внедрения модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся І ступени общего среднего образования положены современные методологические подходы, идеи и принципы.
В педагогике данную проблему исследовали белорусские ученые: Н.А.Березовин раскрыл резервы учебного процесса в воспитании учащихся 1-4 классов; Д.И.Водзинский обобщил научные основы нравственного воспитания; К.В.Гавриловец обосновала сущность, пути и средства гуманистического воспитания учащихся; Ж.Е.Завадская раскрыла возможности учебного процесса в идейно-нравственном воспитании учащихся; И.И.Казимирская разработала вопросы диалектики этического и эстетического воспитания личности; Я.Л.Коломинский исследовал психологию взаимодействия в малых группах; А.И.Кочетов разработал педагогические аспекты нравственного самовоспитания учащихся; В.И.Писаренко создала учебно-методический комплекс для преподавания этики в школе; И.И.Рыданова разработала основы культуры педагогического общения; В.Г.Сенько раскрыла технологию общения учителей и родителей, основы единства семьи и школы в нравственном развитии личности; М.А.Станчиц обосновала систему работы по нравственному просвещению младших учащихся и воспитанию милосердия; И.Ф. Харламов разработал теоретико-методологические основы нравственного развития растущей личности; В.В.Чечет исследовал функции семьи в нравственном развитии личности.
Различные аспекты проблемы формирования опыта нравственного поведения младших учащихся исследовались в диссертационных работах Н.В.Аненковой, Л.Д.Бибилейшвили, Т.Ю.Бильгильдиевой, Т.В.Вершининой , В.И. Вязгиной, С.Гасановой, А.В.Гриневой, Ф.Гулмадова, И.М.Данилюк, Л.В.Долматовой, И.Н.Емельяновой, Н.А.Зинченко, Л.Г.Золоторевой, Т.И.Комисаренко, Н.А.Кудровой, Т.В.Лоладзе, Г.И.Погорелова, Н.Д.Соколовой, М.А.Хитири, Г.Т.Цапа, Н.П.Царевой, Н.И.Цоцоновой, А.И.Шемшуриной.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи определяет условия духовно-нравственного воспитания, которое является основой формирования опыта нравственного поведения:
духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся;
нравственно благоприятная среда в учреждениях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;
накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся;
педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;
реализация духовно-нравственного потенциала личности во всех видах деятельности;
опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций[3].
В процессе нравственного воспитания Концепцией обозначены умения навыки, которыми должны овладеть учащиеся, согласно возрастным особенностям. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования должны освоить правила культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками учреждения образования. Освоить правила нравственных отношений к природе, к другим людям, культуры ненасилия. Сформировать основы ценностного отношения к труду[3].
Стратегическую основу модели составила деятельностная концепция развития личности: идеи о диалектическом единстве сознания и поведения, философски обоснованные Аристотелем, Г.Гегелем, развитые в трудах психологов В.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна.
Общенаучный подход к изучению феномена нравственного опыта личности базируется на теории системного анализа (В.Г.Афанасьев, Г.П.Щедровицкий).
Конкретно научной основой для разработки методики формирования опыта нравственного поведения стали идеи А.С.Макаренко о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках; идеи И.С.Марьенко, разработавшего методологические аспекты формирования единства нравственного сознания и поведения личности, рассмотревшего категории «нравственный опыт человечества», «опыт нравственного поведения учащихся», определившего виды деятельности, способствующие организации опыта нравственного поведения школьников в соответствии с особенностями возраста.
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, можно найти в исследовании Вязгиной Валентины Ивановны «Педагогические условия формирования опыта нравственного поведения младших учащихся в современной школе» (диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02) защищена в 2003 году.
Основная идея инновационного опыта состоит в целостности формирования опыта нравственного поведения у детей младшего школьного возрастав процессе реализации практико-ориентированной программы «Нравственные основы этикета» и создания следующих педагогических условий:
в содержание образование учащихся І ступени общего среднего образования будет включен курс факультативных занятий «Нравственные основы этикета», последовательно развивающий у них этическое видение мира, закладывающий фундамент нравственных знаний, умений, переживаний;
в образовательном процессе будут использоваться технологии формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, представляющие учащимся возможность нравственного самоопределения, осмысленной инициативы в ситуациях морального выбора;
в курсе «Нравственные основы этикета» будет внедряться система практических заданий, обеспечивающих систематическое включение учащихся данного возраста в такие виды активной деятельности, которые требуют самооценки мотивов, развивают эмоционально-чувственную и волевую сферы, активизируют оценочную и рефлексивную деятельность, способствуют выработке алгоритмов нравственного поведения[9].
Новизна состоит во введении в содержание І ступени общего среднего образования курса «Нравственные основы этикета», как первичного звена систематического этического образования учащихся; во внедрении модели методической системы формирования опыта нравственного поведения в процессе изучения курса «Нравственные основы этикета», основывающейся на принципе поэтапного ознакомления с алгоритмами нравственного поведения и включающая технологию формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, методику обогащения эмоционально-волевой сферы личности учащегося.
Модель формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования
Включает: целевой, гносеологический, проектировочный, процессуально-содержательный, технологический, итогово-аналитический блоки. Каждый их блоков является частью целостной структуры внедряемого процесса, имеет свои цели, задачи и средства.
Целевой блок. Педагогическое целеполагание требует развития знаниевого, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного компонентов опыта нравственного поведения;
Он предполагает систему научно-методической подготовки учителей-инноваторов, раскрывающей функции нравственного поведения в становлении учащегося как субъекта личностного роста.
Нравственное развитие учащихся младшего школьного возраста ориентировано на формирование опыта нравственного поведения, структурные компоненты которого составляют:
- знания (историко-культурных, нравственно-эстетических и духовных ценностей, существующих этических норм и правил поведения);
- умения (принимать правильные решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации, соотносить свои потребности с потребностями окружающих людей, анализировать и оценивать нравственные ситуации, поступки свои и окружающих людей, прогнозировать результаты своего поведения);
- навыки и привычки (культуры поведения в быту, в общественных местах, на праздниках и торжествах);
- когнитивные качества (самостоятельность в решении жизненных задач, нравственное самоопределение, рефлексивность и ценностная направленность мышления);
- эмоционально-волевые качества (эмпатия, импрессия, чувство возвышенного, чувство должного)
Гносеологический блок обеспечивает погружение в теоретические основы организуемого процесса.
Стратегическую основу модели составила деятельностная концепция развития личности: идеи о диалектическом единстве сознания и поведения, философски обоснованные Аристотелем, Г.Гегелем, К.Марксом, развитые в трудах психологов В.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна.
Общенаучный подход к изучению феномена нравственного опыта личности базируется на теории системного анализа (В.Г.Афанасьев, Г.П.Щедровицкий).
Конкретно научной основой для разработки методики формирования опыта нравственного поведения стали идеи А.С.Макаренко о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках; идеи И.С.Марьенко, разработавшего методологические аспекты формирования единства нравственного сознания и поведения личности, рассмотревшего категории «нравственный опыт человечества», «опыт нравственного поведения учащихся», определившего виды деятельности, способствующие организации опыта нравственного поведения школьников в соответствии с особенностями возраста.
Теоретическими посылками для определения структуры опыта нравственного поведения учащихся 1- 4-х классов стали также положения В.С.Леднева о структуре жизненного опыта личности и принципах структурирования содержания образования. Опираясь на его вывод о том, что если нравственное воспитание - цель образования, то в системе обучения должен быть соотносимый с нею основополагающий предмет (этика в различных ее модификациях), была разработана программа курса «Нравственные основы этикета» для учащихся І ступени общего среднего образования курса, нацеленную на формирование опыта нравственного поведения.
В основу методологического блока модели положены:
- деятельностная концепция личности, рассмотрение обучения и воспитания как двух взаимосвязанных процессов, каждый из которых выполняет свои специфические функции, решая общую задачу формирования и развития личного нравственного опыта учащихся 1 ступени общего среднего образования;
- основы развития у младших школьников привычек культурного поведения в эпоху ломки нравственных идеалов. Основой должна стать система духовных христианских и нравственных ценностей, не утратившая своего общечеловеческого значения в течение последнего тысячелетия.
Методологическую основу модели составили деятельностно-отношенческий и потребностный подходы в нравственном воспитании личности (К.В.Гавриловец, В.И. Вязгина, В.Т.Кабуш, М.С. Каган, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова).
В процессе обучения и воспитания учащиеся включаются в деятельность, которая имеет два аспекта – познавательный и ценностно-ориентационный. Человек способен усваивать и использовать опыт предшествующих поколений и на его основании развивать способность управлять своим поведением на основе прогностического моделирования. Без моделирования своего поведения, без опоры на нормы и законы морали никакая деятельность невозможна. Второй стороной любой деятельности является ее ценностно-ориентационный аспект. Продуктом этой деятельности для индивида является его направленность или ценностная ориентация.
Проектировочный блок предполагает работу с учащимися 1- 4-х классов, с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогами предметниками в 1-4-х классах:
проектирование педагогических путей совершенствования процесса формирования опыта нравственного поведения учащихся;
разработку методического обеспечения, развития когнитивных и эмоционально-волевых качеств и приобретения привычек (культуры поведения в быту, в общественных местах, на праздниках и торжествах;
разработку и экспертизу участниками инновационного проекта тематики творческих работ педагогического коллектива;
разработку критериев и показателей эффективности инновационной деятельности;
поэтапное проведение мониторинга уровня развития нравственных качеств учащихся.
Процессуально-содержательный блок предполагает организацию комплекса специфических деятельностей учащихся. Это:
развитие нравственного сознания (критериев оценивания себя и окружающих);
организация практической деятельности учащихся;
оценочная деятельность (оценивание полученного результата, оценивание ситуаций коллективного взаимодействия, познавательной деятельности, поступков одноклассников, самооценивание);
организация рефлексивной деятельности, (самоанализ, самооценивание, самопознание, проектирование личностного роста).
Технологический блок включает комплекс технологических средств (принципов, условий и методов организации нравственной деятельности)
Принципами формирования опыта нравственного поведения являются:
связь этического образования с реалиями современной жизни, которая ставит человека перед насущными проблемами морального выбора; упреждающее влияние общечеловеческого нравственного опыта на развивающую личность;
цикличность: движение от частного к общему, от переживания конкретных явлений к осознанию моральных ценностей, от простых норм этикета к выработке своей модели жизни;
обеспечение самореализации каждой личности через признание индивидуальной неповторимости и создания условий для ее развития;
единство слова и дела, сознания и поведения;
систематичность и последовательность в работе по приобщению детей к нравственному опыту человечества;
обеспечение единства рационального и эмоционально-волевого компонентов
Условия: Условиями развития эмоционально-волевых качеств и моральной рефлексии младших школьников являются:
- накопление опыта гуманных переживаний, идентификации себя с другой личностью, опыта внутреннего обсуждения своего морального выбора;
-овладение алгоритмом анализа и оценки поступков с позиций добра и зла;
- побуждение учащихся в ситуациях выбора между "хочу" и "надо" поступать в соответствии с требованиями долга;
- включение учащихся в трудовую деятельность, мотивированную деятельностной заботой об окружающих;
- выполнение домашних обязанностей, совершенствующих взаимоотношения детей и родителей;
- разрешение противоречий между общечеловеческими нравственными ценностями и негативными установками микросреды через организацию индивидуальной, групповой и коллективной форм работы детского и родительского коллективов.
Методы: решение этических задач, анализ жизненных ситуаций с нравственным содержанием, игровые методы, метод идентификации с другими, методы внутреннего диалога, рефлексии, включения в трудовую деятельность и деятельность, которая заключается в заботе о другом, метод выработки оценочного суждения;
Итогово-аналитический блок: диагностика нравственных качеств учащихся: интернальный локус контроля (отношение к себе как автору своих поступков, ответственному за принимаемые решения); позитивное отношение к окружающим людям к природе, к миру в целом; потребность в самоанализе и саморефлексии; духовная направленность аксиосферы личности; диагностика отношений в коллективе; диагностика удовлетворённости участников инновационной деятельности.