Инновационный опыт

Представленные материалы содержат опыт работы государственного учреждения образования «Круповская средняя школа Лидского района» по итогам реализации инновационного проекта по внедрению модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования. Консультантом проекта была Вязгина В.И., доцент кафедры содержания и методов воспитания ГУО «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности. Только возрождение традиций приостановит губительный процесс духовных потерь, деградации общества, формируя в людях чувство принадлежности к своему народу, способствуя сохранению нравственных норм, выработанных предшествующими поколениями.

Для того, чтобы блокировать воздействия микросоциума, перед школой стоит задача – опередить влияние на развивающуюся личность. Для этого необходимо активизировать приобщение детей к системе гуманистических ценностей, вырабатывать у них нравственно-эстетические идеалы, приучать к моральной оценке своих действий, обучать учащихся правильному выбору в сложных жизненных ситуациях, но и помогать росту нравственно-психологической культуры родителей.

Включённый  в образовательную деятельность комплекс форм и методов, ориентированных на приобретение учащимися опыта нравственного поведения, оценочных суждений, практических заданий, аналитических и рефлексивных умений, когнитивных и эмоционально-волевых качеств помог повысить уровень нравственного поведения у учащихся І ступени общего среднего образования.

Формирование опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования осуществлялось посредством реализации программы факультативных занятий «Нравственные основы этикета».

     Целенаправленная, планомерная, заинтересованная, осмысленная работа всех субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве согласно разработанной модели  позволила:

повысить  средний бал уровня нравственной воспитанности у учащихся на I ступени общего среднего обучения, о чём свидетельствуют результаты диагностического исследования (в 2018 г. - 3,4 , в 2022 г. – 3,9 (рост на 0,5);

повысить  уровень сформированности потребностно-мотивационно-ценностной сферы  у учащихся

повысить уровень сформированности мотивационной сферы к инновациям и личностному росту

Представленные материалы будут полезны  педагогическим работникам І ступени общего среднего образования.

Актуальность. Фактором социализации растущего человека выступает не только объективно существующая система общественных отношений, но и личный жизненный опыт, сквозь призму которого ребенок осмысливает и интериоризирует духовные ценности социума. Системообразующим элементом жизненного опыта является опыт нравственного поведения, становление которого начинается с раннего детства. Забота о его формировании составляет ключевую задачу образовательного процесса  учащихся I ступени общего среднего образования.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания в становлении личности как основного условия возрождения современного  общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, культ потребления, наркомания и алкоголизм – вот частичные характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о нравственном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. Семья, улица, средства массовой информации часто пропагандируют культ богатства безотносительно к средствам его обретения. Все это оказывает негативное влияние на содержание опыта нравственного поведения подрастающего поколения.

Для того чтобы блокировать подобного рода воздействия микросоциума, перед школой стоит задача – опередить его влияние на развивающуюся личность. Для этого необходимо решить проблему преодоления противоречий между одобряемой прогрессивным общественным сознанием системой национальных общечеловеческих ценностей и реальными нравами микросреды, в которой протекает формирование первоначального жизненного опыта младших учащихся. Необходимо не только активизировать приобщение детей к системе гуманистических ценностей, вырабатывать у них нравственно-эстетические идеалы, приучать к моральной оценке своих действий, обучать учащихся правильному выбору в сложных жизненных ситуациях, но и помогать росту нравственно-психологической культуры родителей. На важность формирования опыта нравственного поведения указывал еще Аристотель. Он утверждал, что справедливым человек становится, творя дела справедливые, и умеренным, поступая с умеренностью, а без подобной деятельности пусть никому и в голову не приходит стать хорошим человеком. А.С.Макаренко на основе многолетней практики обосновал приоритет опыта в нравственном воспитании личности. В.А.Сухомлинский подтвердил данное положение в работе с учащимися младшего школьного возраста.

 

 

 

 

Модель формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования

Целевой блок

 

Цель: формирование опыта нравственного поведения у учащихся І ступени общего среднего образования в процессе реализации программы «Нравственные основы этикета»

педагогическое целеполагание требует развития знаниевого, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного компонентов опыта нравственного поведения;

 

Гносеологичес-кий блок

 

деятельностная концепция развития личности; теория системного анализа

идеи о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках идеи формирования единства нравственного сознания и поведения личности;

система духовно-нравственных ценностей;

Методологический блок

 

 

деятельностно-отношенческий и потребностный подходы в формировании привычек культурного, нравственного поведения у учащихся

Проектировоч-ный блок

 

разработка методического обеспечения, развития когнитивных и эмоционально-волевых качеств и приобретения привычек (культуры поведения в быту, в общественных местах, на праздниках и торжествах).

 

Процессуаль-но-содержа-тельный блок

 

 

организация специфической деятельности учащихся

 

развитие нравственного сознания

организация практической деятельности учащихся

оценочная деятельность, познавательная деятельность

рефлексивная деятельность

 

деятельность педагогических работников

 

содержательно-структурный компонент

организационно-процессуальный компонент

контрольно-диагностический компонент

рефлексивно-коррекционный компонент

Технологичес-кий блок

 

 

Принципы

 

- связь этического образования с реалиями современной жизни;- цикличность;- самореализация;

 - единство слова и дела, сознания и поведения;

- систематичность и последовательность;

 - обеспечение единства рационального и эмоционально-волевого компонентов.

 

Условия:

 

организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы детского и родительского коллективов в процессе реализации программы

 

Методы:

 

решения этических задач, анализа жизненных ситуаций, игровые методы, метод идентификации с другими, методы внутреннего диалога, рефлексии, включения в трудовую деятельность и деятельность, которая заключается в заботе о другом, метод выработки оценочного суждения

 

Итогово-аналитический блок

 

Личностные качества учащихся

 

духовная направленность аксиосферы личности; ответственность за принимаемые решения

позитивное отношение к окружающим людям к природе, к миру в целом

потребность в самоанализе и саморефлексии

 

 

 

 

Методы диагностики

 

метод ранговой корреляции ценностных ориентаций учащихся, общественная аттестация

включенное и отсроченное (лонгитюдное) наблюдение

метод решения этических задач и ситуаций связанных с моральным выбором и математический анализ статистических данных

метод независимых характеристик

           

 

В основу внедрения модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся І ступени общего среднего образования положены современные методологические подходы, идеи и принципы.

В педагогике данную проблему исследовали белорусские ученые: Н.А.Березовин раскрыл резервы учебного процесса в воспитании учащихся 1-4 классов; Д.И.Водзинский обобщил научные основы нравственного воспитания; К.В.Гавриловец обосновала сущность, пути и средства гуманистического воспитания учащихся; Ж.Е.Завадская раскрыла возможности учебного процесса в идейно-нравственном воспитании учащихся; И.И.Казимирская разработала вопросы диалектики этического и эстетического воспитания личности; Я.Л.Коломинский исследовал психологию взаимодействия в малых группах; А.И.Кочетов разработал педагогические аспекты нравственного самовоспитания учащихся; В.И.Писаренко создала учебно-методический комплекс для преподавания этики в школе; И.И.Рыданова разработала основы культуры педагогического общения; В.Г.Сенько раскрыла технологию общения учителей и родителей, основы единства семьи и школы в нравственном развитии личности; М.А.Станчиц обосновала систему работы по нравственному просвещению младших учащихся и воспитанию милосердия; И.Ф. Харламов разработал теоретико-методологические основы нравственного развития растущей личности; В.В.Чечет исследовал функции семьи в нравственном развитии личности.

Различные аспекты проблемы формирования опыта нравственного поведения младших учащихся исследовались в диссертационных работах Н.В.Аненковой, Л.Д.Бибилейшвили, Т.Ю.Бильгильдиевой, Т.В.Вершининой , В.И. Вязгиной, С.Гасановой, А.В.Гриневой, Ф.Гулмадова, И.М.Данилюк, Л.В.Долматовой, И.Н.Емельяновой, Н.А.Зинченко, Л.Г.Золоторевой, Т.И.Комисаренко, Н.А.Кудровой, Т.В.Лоладзе, Г.И.Погорелова, Н.Д.Соколовой, М.А.Хитири, Г.Т.Цапа, Н.П.Царевой, Н.И.Цоцоновой, А.И.Шемшуриной.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи определяет условия духовно-нравственного воспитания, которое является основой формирования опыта нравственного поведения:

духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся;

нравственно благоприятная среда в учреждениях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;

накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся;

педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;

реализация духовно-нравственного потенциала личности во всех видах деятельности;

опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций[3].

В процессе нравственного воспитания Концепцией обозначены умения навыки, которыми должны овладеть учащиеся, согласно возрастным особенностям. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования должны освоить правила культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками учреждения образования. Освоить правила нравственных отношений к природе, к другим людям, культуры ненасилия. Сформировать основы ценностного отношения к труду[3].

Стратегическую основу модели составила деятельностная концепция развития личности: идеи о диалектическом единстве сознания и поведения, философски обоснованные Аристотелем, Г.Гегелем, развитые в трудах психологов В.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна.

 Общенаучный подход к изучению феномена нравственного опыта личности базируется на теории системного анализа (В.Г.Афанасьев, Г.П.Щедровицкий).

Конкретно научной основой для разработки методики формирования опыта нравственного поведения стали идеи А.С.Макаренко о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках; идеи И.С.Марьенко, разработавшего методологические аспекты формирования единства нравственного сознания и поведения личности, рассмотревшего категории «нравственный опыт человечества», «опыт нравственного поведения учащихся», определившего виды деятельности, способствующие организации опыта нравственного поведения школьников в соответствии с особенностями возраста.

 

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, можно найти в исследовании Вязгиной Валентины Ивановны «Педагогические условия формирования опыта нравственного поведения младших учащихся в современной школе» (диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02) защищена в 2003 году.

 

Основная идея инновационного опыта состоит в целостности формирования опыта нравственного поведения у детей младшего школьного возрастав процессе реализации практико-ориентированной программы «Нравственные основы этикета» и создания следующих педагогических условий:

в содержание образование учащихся І ступени общего среднего образования будет включен курс факультативных занятий «Нравственные основы этикета», последовательно развивающий у них этическое видение мира, закладывающий фундамент нравственных знаний, умений, переживаний;

в образовательном процессе будут использоваться технологии формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, представляющие учащимся возможность нравственного самоопределения, осмысленной инициативы в ситуациях морального выбора;

в курсе «Нравственные основы этикета» будет внедряться система практических заданий, обеспечивающих систематическое включение учащихся данного возраста в такие виды активной деятельности, которые требуют самооценки мотивов, развивают эмоционально-чувственную и волевую сферы, активизируют оценочную и рефлексивную деятельность, способствуют выработке алгоритмов нравственного поведения[9].

 

Новизна состоит во введении в содержание І ступени общего среднего образования курса «Нравственные основы этикета», как первичного звена систематического этического образования учащихся; во внедрении модели методической системы формирования опыта нравственного поведения в процессе изучения курса «Нравственные основы этикета», основывающейся на принципе поэтапного ознакомления с алгоритмами нравственного поведения и включающая технологию формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, методику обогащения эмоционально-волевой сферы личности учащегося.

 

Модель формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования

    Включает: целевой, гносеологический, проектировочный, процессуально-содержательный, технологический, итогово-аналитический блоки. Каждый их блоков является частью целостной структуры внедряемого процесса, имеет свои цели, задачи и средства.

 

Целевой блок. Педагогическое целеполагание требует развития знаниевого, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного компонентов опыта нравственного поведения;

Он предполагает систему научно-методической подготовки учителей-инноваторов, раскрывающей функции нравственного поведения в становлении учащегося как субъекта личностного роста.

Нравственное развитие учащихся младшего школьного возраста ориентировано на формирование опыта нравственного поведения, структурные компоненты которого составляют:

    - знания (историко-культурных, нравственно-эстетических и духовных ценностей, существующих этических норм и правил поведения);

    - умения (принимать правильные решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации, соотносить свои потребности с потребностями окружающих людей, анализировать и оценивать нравственные ситуации, поступки свои и окружающих людей, прогнозировать результаты своего поведения);

    - навыки и привычки (культуры поведения в быту, в общественных местах, на праздниках и торжествах);

    - когнитивные качества (самостоятельность в решении жизненных задач, нравственное самоопределение, рефлексивность и ценностная направленность мышления);

- эмоционально-волевые качества (эмпатия, импрессия, чувство возвышенного, чувство должного)

 

Гносеологический блок обеспечивает погружение в теоретические основы организуемого процесса.

Стратегическую основу модели составила деятельностная концепция развития личности: идеи о диалектическом единстве сознания и поведения, философски обоснованные Аристотелем, Г.Гегелем, К.Марксом, развитые в трудах психологов В.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна.

    Общенаучный подход к изучению феномена нравственного опыта личности базируется на теории системного анализа (В.Г.Афанасьев, Г.П.Щедровицкий).

Конкретно научной основой для разработки методики формирования опыта нравственного поведения стали идеи А.С.Макаренко о необходимости организации «гимнастики поведения», упражнений в правильных поступках; идеи И.С.Марьенко, разработавшего методологические аспекты формирования единства нравственного сознания и поведения личности, рассмотревшего категории «нравственный опыт человечества», «опыт нравственного поведения учащихся», определившего виды деятельности, способствующие организации опыта нравственного поведения школьников в соответствии с особенностями возраста.

    Теоретическими посылками для определения структуры опыта нравственного поведения учащихся 1- 4-х классов стали также положения В.С.Леднева о структуре жизненного опыта личности и принципах структурирования содержания образования. Опираясь на его вывод о том, что если нравственное воспитание - цель образования, то в системе обучения должен быть соотносимый с нею основополагающий предмет (этика в различных ее модификациях), была разработана программа курса «Нравственные основы этикета» для учащихся І ступени общего среднего образования курса, нацеленную на формирование опыта нравственного поведения.

 

В основу методологического блока модели положены:

-  деятельностная концепция личности, рассмотрение обучения и воспитания как двух взаимосвязанных процессов, каждый из которых выполняет свои специфические функции, решая общую задачу формирования и развития личного нравственного опыта учащихся 1 ступени общего среднего образования;

-  основы развития у младших школьников привычек культурного поведения в эпоху ломки нравственных идеалов. Основой должна стать система духовных христианских и нравственных ценностей, не утратившая своего общечеловеческого значения в течение последнего тысячелетия.

    Методологическую основу модели составили деятельностно-отношенческий и потребностный подходы в нравственном воспитании личности (К.В.Гавриловец, В.И. Вязгина, В.Т.Кабуш, М.С. Каган, И.Ф.Харламов, Н.Е.Щуркова).

В процессе обучения и воспитания учащиеся включаются в деятельность, которая имеет два аспекта – познавательный и ценностно-ориентационный. Человек способен усваивать и использовать опыт предшествующих поколений и на его основании развивать способность управлять своим поведением на основе прогностического моделирования. Без моделирования своего поведения, без опоры на нормы и законы морали никакая деятельность невозможна. Второй стороной любой деятельности является ее ценностно-ориентационный аспект. Продуктом этой деятельности для индивида является его направленность или ценностная ориентация.

 

Проектировочный блок предполагает работу с учащимися 1- 4-х классов, с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогами предметниками в 1-4-х классах:

проектирование педагогических путей совершенствования процесса формирования опыта нравственного поведения учащихся;

разработку методического обеспечения, развития когнитивных и эмоционально-волевых качеств и приобретения привычек (культуры поведения в быту, в общественных местах, на праздниках и торжествах;   

разработку и экспертизу участниками инновационного проекта тематики творческих работ педагогического коллектива;

разработку критериев и показателей эффективности инновационной деятельности;

поэтапное проведение мониторинга уровня развития нравственных качеств учащихся.

 

Процессуально-содержательный блок предполагает организацию комплекса специфических деятельностей учащихся. Это:

развитие нравственного сознания (критериев оценивания себя и окружающих);

организация практической деятельности учащихся;

оценочная деятельность (оценивание полученного результата, оценивание ситуаций коллективного взаимодействия, познавательной деятельности, поступков одноклассников, самооценивание);

организация рефлексивной деятельности, (самоанализ, самооценивание, самопознание, проектирование личностного роста).

 

Технологический блок включает комплекс технологических средств (принципов, условий и методов организации нравственной деятельности)

 

Принципами формирования опыта нравственного поведения являются:

связь этического образования с реалиями современной жизни, которая ставит человека перед насущными проблемами морального выбора; упреждающее влияние общечеловеческого нравственного опыта на развивающую личность;

 цикличность: движение от частного к общему, от переживания конкретных явлений к осознанию моральных ценностей, от простых норм этикета к выработке своей модели жизни;

обеспечение самореализации каждой личности через признание индивидуальной неповторимости и создания условий для ее развития;

 единство слова и дела, сознания и поведения;

систематичность и последовательность в работе по приобщению детей к нравственному опыту человечества;

 обеспечение единства рационального и эмоционально-волевого компонентов

 

Условия: Условиями развития эмоционально-волевых качеств и моральной рефлексии младших школьников являются:

    - накопление опыта гуманных переживаний, идентификации себя с другой личностью, опыта внутреннего обсуждения своего морального выбора;

    -овладение алгоритмом анализа и оценки поступков с позиций добра и зла;

    - побуждение учащихся в ситуациях выбора между "хочу" и "надо" поступать в соответствии с требованиями долга;

    - включение учащихся в трудовую деятельность, мотивированную деятельностной заботой об окружающих;

    - выполнение домашних обязанностей, совершенствующих взаимоотношения детей и родителей;

    - разрешение противоречий между общечеловеческими нравственными ценностями и негативными установками микросреды через организацию индивидуальной, групповой и коллективной форм работы детского и родительского коллективов.

 

Методы: решение этических задач, анализ жизненных ситуаций с нравственным содержанием, игровые методы, метод идентификации с другими, методы внутреннего диалога, рефлексии, включения в трудовую деятельность и деятельность, которая заключается в заботе о другом, метод выработки оценочного суждения;

 

Итогово-аналитический блок: диагностика нравственных качеств учащихся: интернальный локус контроля (отношение к себе как автору своих поступков, ответственному за принимаемые решения); позитивное отношение к окружающим людям к природе, к миру в целом; потребность в самоанализе и саморефлексии; духовная направленность аксиосферы личности; диагностика отношений в коллективе; диагностика удовлетворённости участников инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ещё в этом разделе