Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у ребёнка»

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой учителя-дефектолога.

Какова же роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители, Вы должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Вы должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Особенности Вашей речи и поведения при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует Вам руководствоваться во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, Вы сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Вы должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий учителя-дефектолога должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов: 

Этапы

Цель

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете дефектолога (или по просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах;

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома. Дети не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную учителем-дефектологом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

Правила работы в домашних тетрадях:

  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. вы должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно!Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняем до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте ребёнка, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Будьте оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Ещё в этом разделе