В чём заключается работа учителя-дефектолога
Работа учителя-дефектолога существенно отличается от работы логопеда в детском саду и поликлинике. Учитель-дефектолог занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими ошибками чтения и письма.
Основные направления работы учителя-дефектолога в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Корекционная работа - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу педагога-дефектолога актуальной и востребованной.
Учитель-дефектолог оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
- Проводит работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом;
- работу по нормализации звуковой стороны речи, над звукобуквенным анализом и синтезом;
- работу над слогоритмической структурой слова;
- отработку программных, лексико-грамматических тем, расширение словаря детей и использование его в целях устного общения;
- формирование навыков устного связного высказывания и на их основе – развитие умений и навыков составления развернутых письменных текстов.
Для чего нужны занятия с учителем-дефектологом?
Учитель-дефектолог – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением, а также работает над исправлением ошибок чтения и письма.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Учитель-дефектолог помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.
Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.
Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Поэтому, при первых признаках нарушений в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Учитель-дефектолог не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов в обществе.
Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к педагогу-дефектологу необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Только учитель-дефектолог может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей - является тесное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. Учитель-дефектолог работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом.
Чем теснее учитель-дефектолог будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка!!!
Всегда рада Вам помочь!!! Приходите, не стесняйтесь!!!
Учитель-дефектолог Штейзель Елена Иосифовна