В чём заключается работа учителя-дефектолога

Работа учителя-дефектолога существенно отличается от работы логопеда в детском саду  и поликлинике. Учитель-дефектолог занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими ошибками чтения и письма.
   Основные направления работы учителя-дефектолога в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
   Корекционная работа - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу педагога-дефектолога актуальной и востребованной.

    Учитель-дефектолог оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

  • Проводит работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом;
  • работу по нормализации звуковой стороны речи, над звукобуквенным анализом и синтезом;
  • работу над слогоритмической структурой слова;
  • отработку программных, лексико-грамматических тем, расширение словаря детей и использование его в целях устного общения;
  • формирование навыков устного связного высказывания и на их основе – развитие умений и навыков составления развернутых письменных текстов.

Для чего нужны занятия с учителем-дефектологом?

   Учитель-дефектолог – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением, а также работает над исправлением ошибок чтения и письма.
   Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Учитель-дефектолог помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа,  объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома. 
   Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. 
Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
    У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи.  Поэтому,  при первых признаках нарушений  в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду.  Учитель-дефектолог не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься  развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая  правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов  в обществе. 
   Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к педагогу-дефектологу необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и  все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).
            Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. 
    Только учитель-дефектолог может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. 
    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей -  является тесное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей. Учитель-дефектолог работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе  или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. 
    Чем теснее учитель-дефектолог будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка!!!

Всегда рада Вам помочь!!! Приходите, не стесняйтесь!!!

                                        Учитель-дефектолог Штейзель Елена Иосифовна

Ещё в этом разделе